Настольщик –
выпей ЯДу! или, Как четверо смелых по Европе графа Дракулу гоняли.
Иногда покупка настольной игры происходят спонтанно.
Иногда – обдуманно и взвешенно. Порой, мы выбираем игру по каким-то внешним
параметрам, и, что уж тут скрывать, для многих основным стимулом для покупки
является волшебное слово «локализация».
Я же игру «Ярость Дракулы» купил из-за того, что
хотелось опробовать игру с кооперативной механикой. Приглядывался я к «Теням
над Камелотом», к «Ужасу Аркхэма» и к непосредственному нашему сегодняшнему
герою. Надо сказать, что Аркхэм у меня уже имеется, а Камелот лежит в очереди
на покупку, но этих пациентов препарируем в следующий раз.
Итак, «Ярость Дракулы». Игра относится к жанру
полу-кооперативных игр: это когда игроки играют группами друг против друга, или
все против одного ведущего – главного злодея. Что уже выгодно отличает такие
игры от прочих подобных, так это их цель. Здесь нет победных очков в прямом
понимании этого слова – здесь есть задача, при достижении которой и наступает
победа одной из сторон.
Так что если вам поднадоел классический набор победных
очков – рекомендую попробовать кооперативные игры. Они здорово внесут
разнообразие в ваши настольные будни.
Призрак бродит по Европе…
Дракула Брэма Стокера не упокоился до конца! Об этом
нам свидетельствуют и многие фильмы, и книжные вольные продолжения и вариации
на тему, и игра «Ярость Дракулы». Прошло восемь лет после того, как Абрахам Ван
Хельсинг и Джонатан Харкер расправились с Дракулой. Казалось, они принесли мир
в эти земли, но нет: Дракула вновь восстал из мертвых. Он пылает жаждой мести и
крови, и Европа умоется кровью, если храбрые Охотники не остановят кровопийцу.
Игра представляет собой карту Европы и омывающие ее
моря. На карту нанесены города и соединяющие их дороги, а также железнодорожные
пути. Надо сказать, что карта выполнена замечательно, и кроме самой Европы на
ней разместились места под карты Пути Дракулы, Круг Дня и Ночи, дорожка Вампира,
дорожка Решимости, места под союзников для обеих сторон и Катакомбы.
Каждому из участников игры достается по листу
Персонажа. Всего их пятеро: непосредственно сам Дракула и четверо Охотников
(Ван Хельсинг, лорд Годалминг, Мина Харкер и доктор Джон Сьюард). На листе
персонажа кроме симпатичного рисунка указано количество его жизней, имеются
ячейки под карты событий и вещей и описание особых свойств персонажа.
Также в комплектацию игры входит несколько сотен карт
(карты локаций, карты приемов, карты событий и карты вещей), кубики (кубик посадки
на поезд, два кубика Охотников и черный кубик Дракулы), восемьдесят жетонов
(жетонов засад, крови, Облаток Причастия, Закрытой дороги и т.д.)…
…и пять великолепно выполненных миниатюр, изображающих
самого Дракулу и четверых охотников.
Крови мне! Крови!
Один из игроков (желательно тот, кто лучше разбирается
в игре) берет на себя роль Дракулы. Игрок получает лист персонажа, портолан
(уменьшенное изображение карты Европы), карты сил Дракулы, карты приемов
Дракулы, карты приемов Агентов (Приспешников Дракулы) жетоны крови, которыми
отмечается жизнь на листе персонажа и колоду карт Локаций.
Лист персонажа служит для отмечания оставшегося
количества жизней и хранения на нем карт событий.
Портолан нужен, чтобы на нем определяться с тем, куда
вы двинетесь дальше. Ведь если вы наклонитесь над большой картой и будете ее
осматривать, определяя дальнейший путь, то внимательному Охотнику не составит
труда понять, в каком именно районе вы сейчас пребываете. А так, смотрите себе
сколько влезет в свой маленький лист с городами, да мерзко похихикивайте,
вынашивая коварные планы.
Карты приемов Дракулы – это карты, которые применяются
в бою. Часть из них доступна графу только ночью, прочие же можно использовать в
любое время суток.
Карты приемов – это уникальные способности Дракулы,
используемых для лечения или в процессе движения, с целью запутать охотников.
Большинство из них применяются только ночью.
И колода карт Локаций – это колода с изображением всех
городов и морей, которые имеются в игре. Каждая карта – свой город, или свое
море. Они нужны Дракуле, чтобы тайно отмечать свой путь, невидимый для
охотников.
Мина, тащи кол!
Перейдем к Охотникам. У этих ребят все гораздо
скромнее. Каждый охотник получает по листу персонажа с описанием его особых
свойств, жетоном отмечает начальный (он же максимальный) уровень жизни, и
получает на руки три боевых карты – «Удар», «Уклонение» и «Бегство». И вот с
этим нехитрым скарбом охотники и выходят на борьбу.
Настольный готический кошмар начался!
Любители настольных игр! Поверьте, правила «Ярости
Дракулы» (а это 32 листа) лишь пугают своим объемом. И хотя в них достаточно
нюансов, но они просты и не слишком замысловаты. В первый раз усаживаясь за
игру, я ожидал напряженной работы мозга и постоянного подглядывания в правила,
но нет! Обошлось без длительных прелюдий, а уже через полчаса игры правила были
отложены в сторону, а игровой процесс не вызывал больше ни вопросов, ни
сложностей.
Один из игроков берет на себя роль Дракулы. Остальные
– а это до четырех человек – берут на себя роли Охотников. И не важно, сколько
игроков-Охотников собралось за столом – один или все четверо. В любом случае, в
игре участвуют все четверо игровых персонажей-Охотников, а это значит, что
игроку придется перераспределять их роли между собой. Полным комплектом (т.е.
впятером) мы еще никогда не собирались за игрой. Как-то играли вдвоем: один был
Дракулой, а другой играл сразу за четверых Охотников; втроем: Дракула, и каждый
из игроков взял на себя роли двух Охотников; вчетвером: кому-то одному пришлось
играть сразу за двоих любителей чеснока и профессионалов по вбиванию колов.
Игрокам раздаются листы персонажей и их нехитрый
начальный скарб.
На разложенную карту помещается жетон, отмечающий
время суток, жетон счетчика Вампиров (они же, злодейские успехи Дракулы) и жетон
на трек Решимости Охотников. Замешиваются две колоды карт – колода карт вещей и
колода карт событий. Охотники, бурно посовещавшись, выбирают города, в которых
начнут игру и ставят в них фигурки своих персонажей; затем начальный город
тайно от всех, потирая руки, выбирает Дракула, и все, игра понеслась.
«Стоп! – воскликнет возмущенный читатель, пытающийся
разобраться в хитросплетениях игры. – А какая у этой игры цель? Как победить?»
А победителем будет либо Дракула, либо Охотники.
Дракула победит, если достигнет на своем счетчике Вампиров последнего деления
(успехи он получает за то, что пережил очередной день, что наплодил «Новых
вампиров», или укокошил кого-то из охотников). А охотники победят, если сведут
жизнь Дракулы до нуля быстрее, чем тот устроит в Европе террор.
Сугубо личные впечатления.
Игра на деле проста. Сперва ходит Дракула. Он выбирает
город, в который перейдет (или море), и кладет карту с его изображением на трек
Пути Дракулы рубашкой вверх. Если в городе, куда перешел Дракула, есть Охотник,
то граф немедленно вступает с ним в бой (а все орут: так вот он где прятался,
паразит!). Если охотника нет, то граф ставит в городе засаду – выбирает одну из
них и в закрытую кладет на карту Локации. После, игрок может усилить одну из
ранее созданных засад или отправить ее в Катакомбы (т.е. еще больше напакостить
охотникам). Затем он добирает засады из пула до максимального значения, и на
этом его ход заканчивается.
После по очереди ходят Охотники. Очередность указана
на их листах персонажей и правила требуют неукоснительно следовать ей. Охотник,
кроме путешествий по дорогам и по морю, может, в отличие от графа, ездить на
поезде, и при удаче может преодолеть до трех городов за ход. В любом случае, закончив
движение, Охотник ожидает реакции игрока-Дракулы. Если граф был в этом городе и
оставил засаду, то карта города вскрывается на Пути Дракулы, все видят, что
кровопийца побывал здесь (возможно, ход назад, а может, и три), а затем Охотник
вляпывается в засаду, если та там есть, – это разные неприятности, с которыми
приходится разбираться. Если же сам Дракула находится в городе, куда вошел
Охотник, то после разборки с засадой игрок вступает в бой с графом.
Если же Дракулы в этом городе не было и засады он не
оставлял, то Охотник может отдохнуть (пополнить здоровье), или обследовать
местность. В любом случае, он берет карты из колоды событий.
И это реализовано очень здорово. Карты событий бывают
двух типов: события Дракулы и события Охотников, отличающиеся разной рубашкой.
И игрок-Охотник тянет карты снизу колоды, не видя, чье именно событие придет.
Карты событий Охотника отходят Охотнику на руку, а события Дракулы достаются
графу. То есть, вытягивая карты, игрок-Охотник может невольно помочь
игроку-Дракуле. Карта события может сработать немедленно, может отойти игроку
на руку и лежать там до лучших времен, или это может оказаться Союзник, который
приносит в игру разнообразие.
Кроме того, игрок-Охотник берет и карты из колоды
вещей, тем самым пополняя свой арсенал борьбы с графом и его засадами.
Поскольку, носить игрок может лишь определенное количество карт событий и карт
вещей, то от лишних приходится избавляться.
После того, как все игроки-Охотники сходили, передвигается
жетон на треке Дня и Ночи на одно деление и вновь ходит Дракула.
Вот и при такой простой механике, казалось бы, что
интересного в «Ярости Дракулы»? А вот что: это дух погони. Играть за Дракулу
очень интересно. Ты перемещаешься из города в город, выкладывая карты Локаций
на свой Путь и ставя в городах засады (в особенности, самой популярной будет
«Новый Вампир»). Когда карты достигают края Пути (а они каждый раз сдвигаются в
сторону, освобождая место для новой карты новой Локации), они возвращаются в
руку Дракуле (или по его желанию отправляются в Катакомбы, где будут лежать,
пока Охотник не вляпается в засаду), а засады, если возможно, усиливаются –
приближают Дракулу к победе, если засадой были «Новый вампир», или по-крупному
пакостят Охотникам. Так вот, поскольку у Дракулы на руках лишь по одной карте с
каждым городом и морем, то если карта уже лежит на столе, то вернуться обратно
в данную локацию Дракула не может – нет у него на руках карты, чтобы выложить
ее на стол, приходится ждать, пока она вернется в руку. Вот и получается, что
порой Дракула ограничен в движении и может выбрать лишь ограниченное количество
путей, порой сам себя загоняя в тупики, прямо в руки Охотникам или в море.
А если граф вышел в море, то это сразу все видят, ведь
рубашка морских локаций отличается от рубашки локаций городов. Вот только в
каком именно море граф оказался…
Ощущение преследования не отпускает и Охотников.
Игроки рыщут по карте, буквально мечтая нарваться на засаду и тем самым понять,
где бродит граф. Они вынашивают планы, кто куда пойдет и кто что будет делать.
Они окружают графа и травят его; и искренне удивляются, когда тот сбегает у них
из-под носа. Они истошно требуют, чтобы один из Охотников «шел в Париж и
разобрался там с засадой, а то вдруг там Новый вампир!» Они тянут карты из
колоды событий и негодуют: почему одни события Дракулы? Кто так плохо перемешал
колоду?!
Они вступают в бой с приспешниками Дракулы и с самим
графом, и уже обе стороны негодуют на зловредный кубик, да все пытаются
изменить результат броска модификаторами.
А игрок-Дракула, казалось, загнанный в угол, вдруг
петляет и возвращается на свой собственный путь, используя одну из своих сил.
Или превращается в волка и уходит на несколько городов вперед. Или вовсе остается
на месте (что вроде бы как по правилам запрещено, но карта силы «Укрытие» дает
возможность схитрить), и ухмыляется, когда Охотники в неведенье проходят мимо,
мечтая перехватить Дракулу, а в результате «остаются с носом».
А как велика радость Охотников, когда они узнают, где
граф ходил все это время, и как резво они мчатся ему навстречу, пылая желанием
разделаться с кровопийцей.
На мой взгляд, ощущения от погони и преследования, а
также охоты получаешь в полной мере.
Приговор коробке.
Что же мы имеем в итоге.
Этой игре уже лет двенадцать, и ее периодически
переиздают. И, надо сказать, она оправдывает ожидания. Правила не слишком
тяжелы, хоть и громоздки, и большинство из пунктов правил касаются именно
игрока-Дракулы. «Ярость Дракулы» без колебаний можно назвать «семейной настолкой»
- да-да, вполне неплохой семейной настольной игрой, если, правда, в вашей семье
приемлют игры с боями.
Боевая система заслуживает отдельного слова. Она
проста: оба игрока выбирают по карте приема (или, в случае Охотников, это может
быть еще и карта вещи), затем кидают по кубику, учитывают модификаторы,
определяют чей бросок был более удачным, и смотрят в самих картах приема
результат. В бою можно потерять немного жизни, быть укушенным, сбежавшим из боя
или просто умершим. Для Охотников смерть не смертельна (они отправляются в
монастырь, пропускают ход и теряют все карты вещей и событий, кроме карт
базовых приемов), а вот Дракула, пару раз умерев, крылышки сложит окончательно.
Вместе с тем, боевая система элегантна и легко подойдет даже начинающему игроку.
Кооперативность (или полу-кооперативность, как вам
будет угодно) – лишний плюс игре. Если до этого вы играли в «Колонизаторов»,
«Бонанзу» и прочие игры, где главное – набрать победные очки, то «Ярость
Дракулы» покажется вам глотком свежего воздуха.
Для игры достаточно лишь одного игрока знакомого с
правилами (который и будет Дракулой), а игрокам-Охотникам все разъясняется по
ходу игры и не вызывает проблем с освоением в механике и игровом процессе.
Это игра, в которой один «нехороший злорадный гад» может
«мурыжить кучку неспособных договориться охотничков».
Это игра, в которой лидер может объединить остальных
игроков в боевую группу и устроить кровопийце травлю по полно программе.
Это отличная компанейская игра.
И минусов у нее лишь несколько. Это длительные партии,
затягивающиеся на несколько часов. Это случайная система боя, зависящая от
броска кубика. И это то, что рано или поздно игра может надоесть.
Немного о качестве исполнения.
У меня «Ярость Дракулы» - локализованная версия. Надо
сказать, что все выполнено на высоком уровне. Коробка отличная, а не такая,
какая обычно у «Смарта» рвется тут же по краям. Жетоны из плотного картона,
игровое поле великолепного качества и очень плотное, карты отличные, приятные
на ощупь. А про миниатюрки я написал выше – они красивы, хотя и носят несколько
декоративный характер. Возможно, листы персонажей могли бы быть поплотнее, но
это обычные придирки.
Сама локализация не вызывает нареканий. Правила
понятны и без ошибок. На самих картах текст без явных ляпов, «атмосферный
текст» передан безукоризненно. Есть, конечно, пару недочетов, и пару пропусков
в результатах на картах вещей, но они нисколько не влияют ни на саму игру, ни
на качество исполнения.
В целом, я игру смело зачисляю в категорию «деньги
были потрачены не зря».
Немного о последних двух партиях.
Единственный игрок не игравший раньше в «Ярость
Дракулы» с правилами разобрался мгновенно и легко включился игру. Мы отыграли
две партии подряд, и каждая длилась часа по три. В первой игре игрок-Дракула,
игравший графом впервые, довольно шустро бегал по всей карте, перемещался по
морям и категорически избегал боев с Охотниками, рассчитывая наплодить Новых
вампиров, и тем и победить. В конце концов, это ему удалось, но с большим
трудом – игроки-Охотники скоро выходили на его след, и преследовали по пятам,
не давая и минуты отдыха. Надо сказать, что слаженные действия Охотников
заставляли Дракулу все время нервничать и периодически требовать для успокоения
«покурить и чая».
Во второй партии Дракулой играл уже я, и с самого
начала игры пристроился за одним из Охотников и ходил за ним по пятам. Так уж
получилось, что я с самого начала поставил множество засад с Новыми вампирами,
а затем просто стал ходить на небольшом пятачке суши в Восточной Европе. Это
несколько выбило Охотников из колеи – они все время порывались искать меня в
других местах, а я же просто бродил по кругу, да иногда использовал «Укрытие» и
«Волка».
Последние два очка для победы я вырвал в долгом и
бессмысленном бою против Мины Харкер. Как показала практика, в бою против
Винтовки граф не может ничего противопоставить. А если у Охотника этих Винтовок
будет две, и он будет их разыгрывать одну за другой, то ничего другого не
останется, как бежать.
В целом, игра вызвала лишь восторг, и после первой
партии сразу же разложили вторую, несмотря на глубокую ночь. Единственным
минусом нам показался небольшой выбор веще для Охотников.
И напоследок.
Покупка такой игры довольно решительный шаг, ведь она
не из дешевых. А посему, именно для вас товарищ Romantic изготовил ПнП версию, и вы можете насладиться
прекрасной отличной кооперативной игрой потратив лишь немного усилий, денег и
краски в принтерах. Ну а если она захватит вас так же, как и меня – то вам
прямая дорога в магазин за коробкой «Ярости Дракулы», изданной фирмой FantasyFlightGame и локализованной «Смартом».
Дико извинияюсь , если нарушил права чьи то. Просто не было фоток оригинальной игры ибо у меня печатная, и просто в гугле набрал ярость дракулы в поиске по картинкам ) Надеюсь, вы на меня не в обиде)
Обзоро хороший. Игра чудесная. Фотка знакомая - из моего дневника. Тока вот эти буковки внизу я не добавлял: http://www.liveinternet.ru/users/_genie/post116597467/